
читать дальше
Возвращение мистера Ферста (25 лет российского кино).
После опубликования моей статьи о советском кино http://cont.ws/post/120432 ко мне в комментариях и в личку поступило с десяток просьб, а в одном случае, и требование, продолжить тему анализа тенденций в отечественном кино, теперь уже в современном. Что ж, я не противТему творчества Никиты Михалкова впредь поднимать не собираюсь, свое мнение я высказал. Теперь хочу поделиться с вами своим видением, что все-таки происходило в российском кинематографе после ухода мистера Ферста из нашего городка, далеко ли ушел наш главный положительный герой, где обосновался, и, главное, когда нам ждать его возвращения? Сразу хочу оговориться, что буду писать о самых ярких, запомнившихся мне лентах. Если что-то забуду, пожалуйста, напомните мне в комментариях. В каком-то смысле я пишу эту статью вместе с вами
Итак:

Возвращение мистера Ферста (25 лет российского кино).
Первое, и самое главное: мистер Ферст, на самом деле никогда не покидал наш городок! И это самая хорошая новость В российском кинематографе конца 80-х- 90-х годов прочно обосновался дух коммерции, который принес с собой мистер Сэконд. В моду вошли фильмы и сериалы «на потребу», боевики, эротика, пошлые комедии, с плоским юмором. Любимые нами мэтры отечественного кино, наблюдая всю эту вакханалию, на время ушли в глухую оборону, либо выжидая, либо снимая кино, которое иначе как упадническим не назовешь. Особо «отличился» любимый мной Эльдар Рязанов, который снял несколько картин, которые лично у меня в душе не оставили ничего, кроме разочарования. Мне понятно его желание как режиссера снимать кино революционное, как требовала «перестройка», на злобу дня, что называется. Картина «Дорогая Елена Сергеевна»(1988) шокировала, но все же не подавляла, не вгоняла в омут «всепропальщества». Фильм мне понравился. Он был жесток, но оставлял надежду. www.youtube.com/watch?v=kMuaksAQbdg
Все что пошло следом :1991 - Небеса обетованные» (совместно с Г. Альтман) www.youtube.com/watch?v=W54E-Re72zI,
1993 — «Предсказание», www.youtube.com/watch?v=Bsk69KIjJk4 1996 — «Привет, дуралеи!» (совместно с А. Тиммом) www.youtube.com/watch?v=ICQUnNLx2hY
2000 — «Старые клячи» www.youtube.com/watch?v=m-truUYiYYQ
мягко скажем , не грело. На смену неизменному оптимизму пришел вечный пессимизм. И для меня Эльдар Рязанов так и остался в 80-х годах. Новому Рязанову мне не хотелось сопереживать.
Другой уважаемый мной режиссер Марк Захаров тогда же снял опять же намного более мрачное и безнадёжное кино, чем то, которое он снимал ранее: фильм «Убить дракона».(1988) www.youtube.com/watch?v=1aRva1p7_sU
. Мысль автора понятна и близка, но зрителя не покидает ощущение какой-то вселенской безнадежности и тщетности всех усилий главных героев. И здесь та же беда! До сих пор меня не покидает ощущение, что нас всех тогда заразили вирусом уныния и неверия в собственные силы. Впоследствии, эти чувства переросли в мазохистическое желание топтать себя, свою страну и издеваться над собственной историей и героями «Конь Белый» www.youtube.com/watch?v=3u9QkAKstQc
Правда и в этой волне чернухи бывали и приятные исключения. Комедия «Окно в Париж»(реж. Юрий Мамин) www.youtube.com/watch?v=6OZ6fc849w8
несмотря на суровую критику российской действительности оставлял у зрителей желание верить в чудо, то есть в то, что какое-никакое светлое будущее у нас есть. Правда, лично у меня было сильное ощущение того, что это светлое будущее автор фильма предлагает искать вне пределов Отчизны, но, может быть, мне одному так показалось?
Наиболее изящно и талантливо поступил Режиссер(именно так, с Большой Буквы) Георгий Данелия, сняв фильм «Кин-дза-дза!»(вышел в прокат в начале 1987 года), где он тактично отправил главных героев прочь от родной планеты и болеющей страны в дальний космос. Но аллегоричность повествования ясно указывает нам на проблемы, которые хотел отразить в своей работе автор. Данелия не опускается до того, чтобы начать топтать свою страну, ее историю и народ. Он, на мой взгляд, увидел проблему гораздо более серьезную и уже вовсю обозначившуюся в глобальном масштабе: начинающийся кризис мировой культуры, грозящий привести к ее полной деградации, когда все закончится полным коллапсом, гибелью цивилизации и тотальной дегенерацией любых форм творчества, да и самого языка, до примитивного «Ку!» www.youtube.com/watch?v=mN2noAbCj6U
Несмотря на остроту поднимаемых проблем, фильм казался необыкновенно теплым и легким для своего времени. Может, потому , что он был снят и вышел на экраны все-таки ДО «Человека с Бульвара Капуцинов»?
С детским кинематографом все обстояло совсем мрачно. Казалось, что те мальчишки, которые не отставая преследовали мистера Ферста, всей ватагой устремились в салоны мистера Сэконда, открывавшиеся по всему городу. А еще через некоторое время пришел еще один мистер, назовем его Third(Третий), который усадит детишек перед экранами, расположенными …у них дома, правда, в комплекте с системным блоком, компьютером и мышью. Горе тем, кто сеет соблазны, верю, что час расплаты придет!
Последним ярким событием в детском музыкальном кино на мой взгляд явился фильм «Выше радуги» ( 1986 год).Яркий, красивый дебют Владимира Преснякова: на мой взгляд, его песни из альбома «Зурбаган» , это лучшее, что он сделал в своей жизни. Восхитительная «Сирена» Пугачевой, задумчиво-философская баллада Боярского «Что же понять, не можешь ты». Но для меня самая яркая музыкальная композиция кинофильма –«Кот в мешке», не случайно, как мне кажется, прозвучавшая в фильме дважды. www.youtube.com/watch?v=3OyFRpNTOQk
И очаровательный дебют в кино Куклачева с его необыкновенными кошками. Вся лента - один гигантский видеоклип преотличного качества. Но опять же, эта яркая вспышка озарила зрителей под занавес советского кинематографа. И на долгие годы о детском кино пришлось забыть. Наверное, это стало коммерчески невыгодно: наши дети просто перестали читать. А снимать отечественные версии «Бэтмана» и «Человека-Паука» как-то рука не поднялась у наших постсоветских кинопродюсеров. Или хозяин не разрешил
Первой попыткой обозначить, хотя бы в общих чертах пути решения извечных русских вопросов «Кто виноват?» и «Что делать» сделал, и низкий поклон ему за это, Станислав Говорухин в своем фильме «Ворошиловский стрелок»(1999). Жестко? Жестко. Но без декаданса и уныния, в говорухинской манере поиска простых решений. www.youtube.com/watch?v=FB45Iux9s6M
И ПОЕЗД ТРОНУЛСЯ! Следом за этим последовал знаменитый «Брат 2» режиссёра Алексея Балабанова с Сергеем Бодровым-младшим в главной роли. www.youtube.com/watch?v=X4Fny-udrNI
Саундтрек к этому фильму впоследствии разошелся гигантским тиражом на компакт-дисках. Но главной в этом фильме была не музыка, а программа действий. Та самая программа, которую наша страна сейчас и реализует, хочется вам в это верить или нет. Вспомнили сюжет фильма? Поняли о чем я? То-то же Картина тут же разошлась на цитаты, Чего стоит, «А в чем сила, брат?...», «Русские на войне своих не бросают», и, наконец, незабываемое, «Вы мне еще за Севастополь ответите!» . Фильм вообще оказался пророческим во многих своих эпизодах, России приходится сейчас действовать как герою Бодрова, смело, дерзко , решительно, подручными средствами, и помня главное: правда - на нашей стороне.
Однако я, как и многие верующие православные граждане моей страны ждали своего кино, кино которое раскроет зрителю подлинный смысл жизни. И мы дождались!
Никогда не забуду тот тонкий восторг и трепет, который сопровождал меня все время просмотра фильма «Остров»(Павел Лунгин, 2006 год).И слезы. Слезы не просто сопереживания победе главного героя над своими грехами, но и от осознания триумфа правды: Православному кино –быть! www.youtube.com/watch?v=B5FIYmnkGts
Долго нас ждать не заставили, и в 2010 году выходит на экраны фильм «Поп» режиссёра Владимира Хотиненко. В этом фильме православного духа столько, что его, похоже, неплохо бы пересматривать всем нам, православным христианам, как минимум в начале каждого очередного поста. Очень хорошо, знаете ли, настраивает www.youtube.com/watch?v=30yEXI6r-v8
Немного раньше вышел по-детски наивный, но при этом светлый фильм Ве́ры Сто́рожевой «Скоро весна»(2009), который лично мне очень понравился, но вызвал далеко неоднозначную реакцию у критиков. Рекомендую к просмотру всем, кто еще не смотрел. Потраченного времени точно не жалко будет! www.youtube.com/watch?v=-QjNdwM9dlQ
Эти три фильма оставляют надежду, что идеи возрождения православной веры дали первые ростки в отечественном киноискусстве.
И вот, наконец , последние годы…Что же происходит в кино сейчас? Тенденции очень противоречивые.
Сериал «Идиот» продемонстрировал, что экранизировать классику мы все еще умеем www.youtube.com/watch?v=MhStRnb80aw
Вместе с тем, желание создать Голливуд на отечественной почве не может не вызывать ничего кроме улыбки. Да, неплохо у некоторых выходит, Старается Федор Бондарчук: вроде бы и «Обитаемый остров склепал добротненько, аж в двух частях, www.youtube.com/watch?v=FYNE8DKz8tI
и «Сталинград» закатал в солидные заокеанские трафареты www.youtube.com/watch?v=oBl7BzwEnKQ
и «Призрак»-ну, вот это же вообще, на уровне! –эмоционально воскликнет кто-то из довольно многочисленных юных поклонников Федора. www.youtube.com/watch?v=2EMJgIwA01g
Но…не наше вся эта манера, подача материала, вторично и неорганично все это для русского человека! Штампы все это, причем не наши вовсе! А если даже очень хорошую идею, с очень хорошей режиссурой и высококлассными спецэффектами запихнуть в узкие западные стандарты…Прокруст позавидует!
А ведь сняли же «Питер FM» без этих голливудских штампов, без бешеного бюджета и спецэффектов! И доброе, теплое, славное кино получилось! Как ярко выразился один из моих читателей, «Было ощущение, что 90-е с их ужасами - дурной сон, а фильм - просыпание в лучшем мире.» www.youtube.com/watch?v=vI91OP_OFps
Однако все вышеназванное являлось лишь первыми лучами утренней зари. Мистеру Ферсту нужен был какой-то знак. Он так и жил здесь, на окраине городка, никуда не уезжая. Держал свой скромный небольшой киносалон с невеликой, но преданной аудиторией. И вот он получил этот знак. Потому что на свет появился фильм о России- такой, какая она на самом деле есть. О ее людях, какие в ней всегда были, есть и будут. О ее судьбе, такой трагичной, и одновременно светлой. О Большой Надежде Возрождения. И именно пронзительная чистота и сила этого фильма, заставила мистера Ферста сказать себе: «Пора!», и, захватив свое нехитрое пока кинооборудование, двинуться обратно, к людям, к их сердцам, где он мог теперь вернуть обратно свою Территорию: www.youtube.com/watch?v=bP9ETZt_rag
А вот для детей - ничего, даже широко разрекламированые мультфильмы вроде богатырей и Маши с Медведем, на мой взгляд бабочки однодневки.Разве что "Бабка Ёжка и другие" подходит под эталон, но кто его знает этот мультфильм? Единицы.
А детям... Старые мульты. А из нового- СМешарики-Фиксики выбрала, как лучшее из возможного. Но толку выбирать, когда в садике ставят ту же Машу, едрён её батон, которую дома не показываю, да тупых Винкс! Возмущения было море.
И бабку Ёжку посмотри, но там скорее для взрослых детей, чем для малышей. Это как сказки Туве Янсон про Мумми-Троллей, их начинаешь понимать только прожив полжизни.